2, Март 2018

Задачи шестилетки: почему послание Путина не понравилось экономистам

В послании Федеральному собранию президент поставил амбициозные задачи по развитию экономики и улучшению жизни людей. Тезисы декларативны, источники финансирования не ясны, а «военная» часть прозвучала сильнее, говорят экономисты


Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Лейтмотивом первой части предвыборного послания Владимира Путина стали модернизация экономики, благополучие граждан и технологическое развитие, а лейтмотивом второй — ракеты, подлодки, боевые лазеры и другие «перспективные системы вооружения». Никакого противоречия между этими частями президент не видит, но экономисты удивлены: невозможно одинаково хорошо укреплять оборону, развивать города и повышать уровень жизни.

Война и мир

В следующие шесть лет (президентский срок. — РБК) в России вырастут расходы на образование, здравоохранение, инфраструктуру и городскую среду, следует из «экономической» части послания Путина. Но развитие и содержание вооружений, о которых шла речь во второй, «военной», части послания, тоже потребуют больших затрат — средства на повышение уровня жизни россиян, похоже, придется изыскивать за счет бюджетной консолидации, размышляет экономист Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский. «Нельзя желать всего одновременно: и повышения уровня жизни, и развития инфраструктуры, и укрепления оборонного комплекса», — говорит он.

Гости послания Владимира Путина Федеральному собранию



















Еще 9 фото


Фотогалерея

Производство вооружений за государственный счет вряд ли повысит уровень жизни среднестатистического гражданина, соглашается Александра Суслина из Экономической экспертной группы. «В глобальном экономическом масштабе считается, что военные технологии — это импульс, после которого начинают развиваться и мирные технологии. У нас, к сожалению, это не совсем так. Если мы придумаем еще одну ракету, боюсь, что те поселки, в которых сейчас нет воды и газа, так и останутся без воды и газа», — рассуждает она.

Расходы на объявленные цели будут финансироваться за счет роста экономики. Среди таких источников роста заявлен рост доли инвестиций в ВВП до 25–27% ВВП (сейчас это около 21%). Трудно предположить, за счет чего инвестиции могут расти, говорит Чернявский, сначала надо преодолеть институциональные проблемы, улучшить бизнес-климат, смягчить политику ЦБ. «Инвесторов надо привлекать качеством юрисдикции, качеством среды, а не презентациями военной мощи», — убеждена директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова.

В правительстве до сих пор живут в парадигме «деньги на развитие тождественны развитию», говорит Суслина. «Но семена надо сеять в почву, а почвы этой у нас нет. И если будет больше семян, это все равно не сработает», — размышляет она.

Бюджетный маневр под сомнением

Экономическая часть послания оказалась во многом созвучна идеям Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина. ЦСР, в частности, настаивал на повышении расходов на человеческий капитал и инфраструктуру. В 2019–2024 годах на здравоохранение необходимо ежегодно направлять в среднем более 4% ВВП, а стремиться нужно к 5%, заявил президент (в 2017 году расходы российской бюджетной системы на здравоохранение составили 3,8% ВВП. — РБК). «В абсолютном выражении это будет означать, что общие объемы расходов на здравоохранение должны увеличиться вдвое», — сказал Путин.

Правда, ЦСР предлагал бюджетный маневр — забрать часть финансирования у непроизводительных отраслей (оборона, безопасность, госуправление) и отдать производительным отраслям. А из послания Путина никак не следует, что государство собирается экономить на обороне. Более того, министр финансов Антон Силуанов заявил, что расходы на оборону, согласно программе вооружений, в ближайшие годы снижаться не будут, в номинальном выражении они даже вырастут.

ЦСР доволен «экономической» частью послания и надеется, что его вторая часть не помешает реализации этих планов, отмечает источник, близкий к ЦСР. У экспертов есть «серьезные наработки по имплементации предлагаемых решений — дело именно за исполнением», заявил сам Кудрин.

Налоги подвешены в воздухе

Путин заявил, что будущему правительству предстоит в сжатые сроки сформировать новые налоговые условия. Задачу провести в 2018 году донастройку налоговой системы он поставил еще в конце 2016 года, однако до сих пор неясно, что из себя должны представлять эти условия. Возможно, причина неопределенности кроется в отсутствии консенсуса в экономическом блоке, говорит Суслина: «У Орешкина свое видение, у Силуанова — свое, у экспертного общества — свое. Может быть, отсутствие конкретных указаний — это знак того, что налоговая нагрузка не вырастет и глобальных реформ не будет. С другой стороны, это можно воспринимать как нежелание перед выборами говорить о неприятной теме».

Судя по оставшемуся времени, подготовить революционные изменения в налоговой системе просто физически будет невозможно, считает партнер KPMG Михаил Орлов. «Надеюсь, что речь идет именно о тонкой налоговой настройке и изменениях, не столь существенных для бизнеса», — добавил он. Заведующий лабораторией бюджетной политики Института Гайдара Сергей Белев полагает, что власти пойдут самым «политически нейтральным путем» — продолжат работу над качеством администрирования и ревизией льгот.

Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, напротив, считает повышение ставок неизбежным. «Значительное улучшение собираемости НДС и некоторый потенциал по улучшению его администрирования являются веским аргументом в пользу повышения ставки именно этого налога в будущем», — написала она в обзоре 1 марта.

Бизнес будет доверять государству, если налоговая система будет стабильной, сказал РБК глава «Деловой России» Алексей Репик. «Налоговая система — это не флюгер, который может крутиться порывами ветра и менять направление движения на ежеквартальной или ежегодной основе. Мы надеемся, что решения будут взвешенными и отображать то, о чем говорил президент. Налоговая система должна стимулировать развитие экономики, модернизацию и технологическое перевооружение предприятий, выход бизнеса из тени, повышение конкурентоспособности продуктов и тем самым несырьевой экспорт», — говорит он.

Уполовинить бедность

Благополучие людей и достаток в российских семьях — приоритеты, заявил Путин в начале послания и поставил задачу добиться двукратного снижения уровня бедности за шесть лет (сейчас около 14% россиян живут за чертой бедности). Это означает, что к 2024 году в России число бедных граждан должно сократиться до 10 млн человек. Для борьбы с бедностью необходимо обновить «архаичную» структуру занятости, создать достойно оплачиваемые рабочие места, а также выстроить систему социальной помощи «на принципах адресности и справедливости», сказал Путин (критерии нуждаемости — это идея Минфина).

Задача реалистична, но для этого потребуется запустить адресные программы поддержки бедных семей с детьми, а также программы трудоустройства неработающих родителей, сказала РБК директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова. «Если мобилизовать эти ресурсы, то на двукратное сокращение бедности потребуется еще примерно от 150 млрд до 200 млрд руб. в год», — оценивает Овчарова.

Пенсии должны расти в реальном выражении, то есть их регулярная индексация должна превышать инфляцию, сказал Путин. Обеспечить такое повышение пенсий возможно при условии более быстрого, чем инфляция, роста фонда оплаты труда (ФОТ) с учетом увеличения численности пенсионеров, сказал РБК замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин. Для роста ФОТ, в свою очередь, нужны рост экономики и вывод зарплат из тени, продолжил он.

Президент не затронул тему повышения пенсионного возраста в будущем политическом цикле, но подчеркнул, что правительство должно подготовить специальную программу поддержки и повышения качества жизни людей старшего поколения. К концу 2020-х годов продолжительность жизни в России должна превысить 80 лет (сейчас она составляет 73 года), заявил президент. В мире дольше всех живут в Гонконге — 84,3 года (по данным Всемирного банка за 2015 год), в Японии — 83,8, в Макао — 83,6, в Италии, Испании, Швейцарии — 83,2–83,5 года.

Добиться этого возможно лишь в случае решения проблемы смертности граждан в трудоспособном возрасте, которая сегодня в 3,5 раза превышает показатели европейских стран, сказал РБК проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. А смертность населения зависит от влияния социальной среды и образа жизни, что связано с проблемой бедности граждан.

Среди других количественных целей, которые назвал Путин, — увеличение ВВП на душу населения в полтора раза к 2025 году. Источников для этого пока не видно, полагает Овчарова. «ВВП на душу населения России сильно меньше, чем в развитых странах. Если мы будем повышать уровень производительности к их уровню, то мы должны расти быстрее, чем они», — сказал РБК директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров. Заявленное президентом увеличение ВВП потребует ежегодного роста экономики на уровне 5% в год, говорит Назаров. По его словам, без принятия мер по улучшению инвестклимата такое ускорение будет вряд ли возможно.

Впрочем, неясно, о каком ВВП пойдет речь, когда придет пора формализовать задачи из послания, — в текущих рублевых ценах или в постоянных или по паритету покупательной способности (методология Всемирного банка). От этого, соответственно, будет зависеть сравнительная трудность выполнения задачи.

Госкапитализм в масштабной стройке

В своем послании Путин заявил, что к 2025 году 5 млн семей ежегодно должны получить возможность улучшить жилищные условия (сегодня таковых 3,1 млн). При этом ежегодный ввод жилья должен составлять 120 млн кв. м против 80 млн кв. м сегодня, а средняя ставка по ипотеке — снизиться до 7–8% (сейчас это 9,6% на первичном рынке, по данным Минстроя). Все это выполнимо, уверен глава Минстроя Михаил Мень (министерство объявило о готовности выполнить этот план сразу после президентского выступления). В то же время построить столь большой объем жилья не удастся без активного госучастия, считает основатель группы «Мортон», президент ГК «Основа» Александр Ручьев. С учетом кардинальных изменений в 214-ФЗ (об участии в долевом строительстве) и ужесточения требований к застройщикам единственный выход — это тиражировать опыт Москвы, то есть создавать в каждом крупном городе свой фонд реновации, уверен он.

Очевидно, что в ближайшей перспективе рынок ждет укрупнение девелоперских компаний и уход небольших и средних застройщиков, указывает директор по маркетингу Urban Group Татьяна Калюжнова. «Соответственно, чтобы выйти на отметку 120 млн кв. м, от государства потребуется компенсировать сокращение частных застройщиков созданием государственных», — добавляет Ручьев. «Для обеспечения строительства в объеме 120 млн кв. м в год жилья необходимо прямое государственное участие в реализации объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, которая сейчас ложится на плечи девелоперов», — согласен генеральный директор ГК «МИЦ» Даромир Обуханич.

Цель по жилищному строительству — это грандиозный вызов, поскольку для ее достижения придется совместить наращивание жилищного строительства с обеспечением комфортности и качества городской среды, а раньше эти две задачи у нас решались разнонаправленно, отметила руководитель направления «Пространственное развитие» ЦСР Наталья Трунова.

Несмотря на множество цифр, достижение которых наметил президент, «военная» часть послания перевесила: сложилось ощущение, что экономика на самом деле не находится в числе приоритетов, говорит Суслина. «Не прозвучало никаких прямых руководств к действию. Это набор декларативных тезисов. Про экономику толком не сказано ни слова, зато поставлена очень амбициозная цель и показано, как мы сильны в военном плане», — считает она.

«В послании не получила раскрытия тема ресурсного обеспечения заявленных проектов в экономике, — говорит Акиндинова. — Та же самая проблема была с майскими указами, и история может повториться».

Источник